Первый день

Прибываем в Чоп
Украино-венгерская граница - как это проходит
Венгерский язык. Чтение надписей - советы туристу
Мишкольц - первый город нашего путешествия
Купальня Мишкольц - подробное описание всего интересного, и полезные советы
Гостиница в Будапеште. Где находится, что из себя представляет
Городской транспорт в Будапеште. Трамваи и метро. Порядок оплаты проезда
Первое метро на нашем континенте появилось в Будапеште
Первое знакомство с городом - центральная набережная Будапешта
Речные прогулки - где начинаются, что можно увидеть, и сколько это стоит?

Прибываем в Чоп

    Тем, кто едет с группой, советую встать не за час до прибытия, когда всех начинает будить проводник, а немного раньше. Тогда есть возможность без очереди воспользоваться туалетом, и не спеша принять все водные процедуры.

    Опытные путешественники, кстати, умудряются даже принять в туалете душ. Конечно, насколько это возможно. Надеваете пляжные тапочки, и плескайтесь сколько хотите. Кому как, а мне, после суток проведённых в поезде, душ просто необходим.
    Конечно, это выглядит эгоизмом - ведь после такого душа пол в туалете оказывается залит водой. Но что делать, если в поездах душевые не предусмотрены, а пахнуть потом не хочется?..
    Итак, душ принят, надета чистая одежда, поезд прибывает в Чоп.

    Не задерживаясь на вокзале, группа проходит в экскурсионный автобус.

    Стоит обратить внимание на то, что места в автобусе никогда заранее не распределяются, т.е. кто как сядет в первый раз, так и будет сидеть до конца поездки. Поэтому если вы едете с компанией, пусть кто-то займётся укладыванием багажа, а кто-то мчится занимать места.
    Переднее место справа обычно занимает гид, поэтому лучшее место - сразу за водителем.

    Не прошло и пяти минут, как мы оказались на границе.

Украино-венгерская граница

    В общей сложности мы простояли около 3 часов, хотя очередь состояла всего из одного автобуса перед нами (на этой границе автобусы, машины и грузовые фуры проходят через разные пропускные пункты).
    Пришла милая девушка-пограничник, собрала у нас паспорта, и мы стали ждать...
    Время ожидания на границе определяется временем необходимым для ввода в компьютерную базу паспортных данных.

    На украинских загранпаспортах существует специальный штрих-код, и пограничнику достаточно поднести к паспорту сканер (как в магазинах), что бы считать всю информацию.
    А вот на наших паспортах такого кода нет, и все данные вводятся вручную. Сами понимаете, что пограничники не оканчивали курсов скоростной печати, и потому ввод данных вручную занимает у них слишком много времени.
    Таким образом, на украинской границе мы простояли 2 часа.

    Надо сказать, что нам посчастливилось заполучить прекрасного гида. Эта женщина живёт в Чопе, ездит с группами уже много лет, знает всех работающих здесь украинских и венгерских пограничников. Поэтому ни на одной границе мы не выходили из автобуса, и в багажное отделение таможенники даже не заглядывали.

    Переехав через мост над Тисой, оказываемся на Венгерской стороне.
    Здесь уже два пропускных пункта для автобусов, и мы оказываемся первыми. Венгерский пограничник забирает наши паспорта, и идёт их оформлять.
    Другой проходит по автобусу и проверяет, не спрятался ли в нём ещё кто. Одновременно с этим пограничник болтает с нашим гидом. Это была моя первая встреча с венгерским языком, где я впервые понял, что понять в нём что-то просто невозможно. В разговоре промелькнуло лишь одно "интернациональное слово". На слух это звучало так:

    "- Вар-вар-вар вар-вар-вар-вар вар-вар-вар экстрасенс. Вар-вар-вар-вар, вар-вар, вар-вар-вар...".
    Словом, я сразу же откинул надежду что-либо разобрать.

    В нашей группе было 17 человек, один из которых имел казахский паспорт. Ввод наших данных в компьютер заняло больше часа. Единственная проблема возникла именно с казахским паспортом - в нём не был указан город рождения. Пришлось гражданину Казахстана идти к будке пограничника, и устно называть место рождения.

    Наконец, мы отправляемся в первый город нашей экскурсионной поездки по Венгрии. Это - Мишкольц.

    По дороге экскурсовод показывает нам виноградники, раскинувшиеся на склонах гор, и рассказывает кое-то о венгерских винах.
    Интересно было узнать о технологии производства знаменитых токайских вин.
    Оказывается, для его производства используется особый сорт, который специально заражается особыми бактериями, "высасывающими" из винограда всю влагу. Когда ягоды превращаются в маленькие и сморщенные, их собирают. При чем по мере созревания, по винограднику проходят несколько раз, собирая только эти маленькие ягодки. То, что за сезон не успеет "дозреть до кондиции" тоже не пропадёт - из него будут сделаны другие настойки.
    Ягодки укладывают в специальные ящики, а затем в приготовленное заранее белое вино просто высыпают определённое количество ящиков собранного винограда. В зависимости от количества всыпанных ящиков вину присваивают определенную цифру. Если всыпано 3 ящика - на бутылке будет написана тройка, четыре ящика - "4", и т.д. Чем больше всыпано, тем слаще будет вино. Максимально количество - 7.
    Затем вино оставляют "набираться сил" на два года. И через два года вино заливают в бутылки о отправляют в магазины.
    Словом, следует запомнить, что токайское вино - это вино двухлетней выдержки, а цифра на этикетке (от 3 до 7) обозначает сладость - чем она больше, тем вино слаще и дороже.

Венгерский язык. Чтение надписей

    Раз уж речь зашла о венгерском языке - стоит остановиться на этой теме подробнее.

    Запомнить все правила, вам, вероятно, не удастся, поэтому я привожу их в порядке убываю важности. Да простят меня филологи, в венгерском я профан, и даю советы только с точки зрения своей логики
    Главное, что нужно запомнить - это то, что буква "Y" выполняет роль мягкого знака. Так надпись "Tihany" читается не "тиханИ", а "тиханЬ".
    Чёрточки над гласными обозначают, что гласная произносится в два раза дольше, чем обычно. (Так у нас изображают эстонскую речь в анекдотах про эстонцев.) Встретив чёрточку - тяните гласную.
    Точки над гласными обозначают йотированный гласный, т.е. вместо "А"-"Я", вместо "Э"-"Е", вместо "О"-"Ё".
    Две чёрточки над гласной обозначают длинный йотированный гласный. Только не стоит произносить, например "A" " как "ЯЯ", просто протяните "Яаа...".

    Латиницу, думаю, все читают, поэтому скажу лишь про некоторые особенности: "C" читается как "Ц", "E" - "Э", "J" - "Й", "S" - "Ш".
    И, наконец, сочетания звуков (не забывайте про "Y"): "CS" - "Ч", "LY" - "Й", "SZ" - "Ш", "ZS" - "Ж".

    Что касается ударения - то здесь для иностранца просто раздолье: ударение всегда на первом слоге.

    Разговорник пишет, что венгерский алфавит состоит из 40 букв, но я насчитал в приведённом алфавите только 35.

    Для меня, как для знающего польский язык было интересно узнать, что в венгерском языке буква "S" читается как "Ш", а сочетание "SZ" как "С". Потому, что в польском всё наоборот: "S" - это "С", а "SZ" - это "Ш".
    Позволю себе ещё блеснуть эрудицией, и заметить, что в польском языке ударение тоже падает на один и тот же слог, только не на первый, а на предпоследний.

    К концу поездки я всё же научился разбирать отдельные слова. Например, выделять венгерское приветствие "сия-а ", и разбирать на слух названия станций в метро (правда, всё что диктор говорила кроме этого для меня так и осталось сплошным "вар-варвар").

    На каком же языке общаться, спросите вы? На английском!
    Во всех кафе и ресторанах обычно предлагают меню на трёх языках: венгерском, немецком и английском. И официанты обычно знают, как называется по-английски то или иное блюдо.
    Даже если вы не очень хорошо владеете английским - не стесняйтесь - ваш собеседник тоже вряд ли в совершенстве владеет им. :-)
    Словом, всегда можно прийти к консенсусу.

Мишкольц

    Первым делом, приехав в город, мы отправились менять деньги в обменный пункт супермаркета "Tesco". Курс, как потом оказалось, был весьма выгодным.

    Получив на руки венгерскую валюту мы отправились к цели нашего путешествия - в термальную купальню.

    Надо сказать, что на территории Венгрии нет моря, но зато существует множество термальных источников, поэтому здесь так популярны купальни. Ведь кроме просто расслабляющего действия водных процедур, вода содержит также полезные соли, оказывающие благотворное влияющие на организм. Говорят, что регулярное посещение таких процедур значительно улучшает самочувствие.

Купальни

    Слово "купальня" сегодня почти вышло из нашего обихода. Мы чаще говорим о бассейнах. И в этом кроется радикальное отличие.
    Что такое бассейн? Это просто ёмкость с водой. Выражение "пойти в бассейн" у нас означает, что вы проведёте в бассейне с водой какое-то время. И всё.
    А купальня - это целый комплекс, в который входят и различные бассейны, и площадки для отдыха на берегу, и дополнительные услуги - такие как сауна, джакузи, массаж, а так же обязательно пункты питания и киоски с сопутствующими товарами - полотенцами, купальными шапочками, расчёсками.

Купальня Мишкольц

    Решив общим голосованием, что в купальне мы проведём три часа (оплата здесь почасовая, и взимается за каждый полный и неполный час), мы отправились в купальню.
    Входной билет стоил чуть больше 1000 форинтов (около 5$), но наш гид сказала, что сама расплатится с кассиром, а деньги с нас возьмёт в автобусе. Поэтому мы не ждали на кассе.
    При посещении купален необходимо брать с собой купальные принадлежности (о них я пишу ниже) и, если у вас не короткая стрижка, расчёску.
    Пляжная территория начинается сразу же от входа. Загорать можно прямо на зелёном газоне, или использовать для более комфортного сидения находящиеся здесь раскладные кресла и редкие скамейки.
    Дорожка ведёт прямо в главный зал.
    По указателю (на венгерском, английском, немецком и польском языках) поднимаемся в раздевалку.

Раздевалка

    Раздевалка здесь общая - без деления на мужскую и женскую. Вы заходите в специальную кабинку, закрываетесь, переодеваетесь. Берёте с собой свои вещи и выходите с другой стороны. Ищите свободный шкафчик, и оставляете свои вещи в нём.
    Каждый шкафчик запирается индивидуальным ключом, который торчит в замке. Что бы вынуть ключ, надо опустить в специальное устройство с внутренней стороны шкафчика монету в 100 форинтов. Это - залог за ключ; когда вы потом откроете свой шкафчик - вы получите монету назад. Так можно делать сколько угодно раз. Не волнуйтесь, если с первого раза опущенная монетка проскочила и выпала - попробуйте снова, чуть провернув ключ.
    Ключ прикреплён к специальному резиновому браслету, который одевается на руку, как часы. Обратите внимание, что бы вы случайно не поранились, на браслете сделан специальный "кошелёк" для ключа, куда вы должны его вложить.
    Это всё!

    Теперь вы спускаетесь в главный зал - туда, откуда пришли, и идёте к бассейнам.

Открытые бассейны

    Большой открытый бассейн разделён перегородками на 3 части. Одна из них находится под купольным навесом, должно быть для купания во время дождя.
    Глубина бассейна такова, что когда я становился на колени, мне было как раз по шейку. Словом, не умеющим плавать бояться нечего. Скорее, наоборот, умеющим плавать взрослым их умение не пригодится.
    По стенкам бассейна находятся специальные уступы на которых можно сидеть, при этом высота подобрана так, что мои плечи чуть выступали из воды.
    Во втором бассейне, соединяющимся с первым "проливом" есть 3 падающие струи для массажа плеч и спины.
    Потоки падают с такой силой, что встав под них ощущаешь, как будто тебя бьют копытами по спине. Нужно иметь достаточную силу воли, что бы выдержать такой массаж.
    Впрочем, отдельные любители могут принимать такой массаж довольно долго, последовательно подставляя под струю разные части тела. Поэтому что бы попасть под струю, приходится какое-то время ждать.
    Наконец, дальний бассейн - это такой же открытый бассейн, в нём тоже есть несколько падающих струй для массажа, но только гораздо менее мощных.

Бассейны в здании

    Внутри здания находятся 3 бассейна с разными температурами, и различной минерализацией. Возле каждого бассейна находится табличка с объяснением, какая вода находится в бассейне.
    Глубина здесь - 1 м 40 см.
    Приглушенное освещение, темная плитка на стенах, тёплая вода, подводные скамейки... Словом, все условия для расслабления.
    Есть и сауна, но довольно маленькая и тесная.
    Одна ванна джакузи на переходах между двумя внутренними бассейнами вмещает человек десять. Здесь живая очередь - как только кто-то вылезает, его место занимает другой. Если не хотите слишком долго ждать - стоит быть понапористее, и не пускать тех, кто норовит влезть вперёд вас без очереди.

В пещерах

    Главная достопримечательность Мишкольца - бассейны в скалах.
    От выхода в открытый бассейн поднимаетесь по лестнице направо, и попадаете в... пещеры. Здесь находится целый комплекс из разнообразных бассейнов соединённых между собою проливами и лестницами.
    Бассейны здесь не такие широкие, как в здании, но рассчитаны они на то, что вы не будете стоять на одном месте, а совершите прогулку по их лабиринтам. Поэтому нет и скамеек по краям.
    Глубина здесь невелика - 1,20м - 1,40м. Но оформление весьма оригинально: причудливые скалы в бежевых тонах, надводные переходы...
    Есть здесь и тёмная пещера со скамейками по бокам и джакузи в центре.
    Есть и длинная протока с довольно сильным течением.
    А в одном из переходов находится совсем неглубокий бассейн, куда через специальные отверстия выведены потоки воды для массажа. Здесь 5 струй, каждая из которых имеет свой угол наклона и напор.
    Очередь живая: как только кто-то выходит из-под струи - "не зевайте".
    Мне такой массаж очень понравился, тем более, что разными струями можно массировать разные части тела.
    Такой массаж нравится всем: и людям преклонного возраста, и детям.
    Одним словом, три часа в купальне пролетели совсем незаметно.

Купальные принадлежности

    Некоторые говорят, что нужно брать с собой полотенце, тапочки, купальную шапочку.
    Я прекрасно обошёлся без всего этого - взяв с собой только плавки и расчёску.
    Шапочка нужна лишь тому, кто боится за свою причёску. Но если не вставать под падающие струи воды, то можно провести всё время в купальне ни разу не намочив голову.
    Тапочки в бассейне будут только мешать. Разве что одеть их в душ?
    А хорошо обсохнуть можно и под феном. Неверное, такое использование фена не очень поощряется, но никто вас никто не выгонит.

Детали и мелочи

    Для того, что бы вы могли следить за временем над каждым бассейном повешены часы (их нет только в пещерах).
    Если вы хотите что-то купить - поднимаетесь в раздевалку, открываете шкафчик (получаете 100 форинтов назад), достаёте деньги, закрываете шкафчик (снова опустив 100 форинтов), спускаетесь в главный зал, и покупаете то, что нужно.
    Поэтому у вас должен быть с собой либо кошелёк, либо берите с собой деньги без сдачи (что для первых часов пребывания в стране практически нереально).

    Хотите сделать фотографию на память? Поднимаетесь в раздевалку, берёте фотоаппарат, делаете снимки, относите фотоаппарат обратно. Раздевалка - не гардероб. Вы можете ходить туда-обратно никого не тревожа сколько угодно раз.

Выходим из бассейна

    В комплексе раздевалок находятся душевые комнаты, где можно принять душ.
    Затем сушимся под феном, и укладываем волосы (не забудьте взять с собой расчёску).
    Открываем наш шкафчик, берём залоговые 100 форинтов, оставляем ключ в замке, забираем свои вещи, и идём в кабинку. Заходим, закрываемся, переодеваемся, выходим.
    Идём на выход.

Это интересно или Здоровье детей - дело всех и каждого

    Наш водитель, который по службе довольно часто бывает в Венгрии, рассказывал, что однажды он попал в купальню Мишкольц рано утром, и никак не мог найти... кассира, что бы заплатить за билет.
    Оказалось, что каждое утро купальня открывается на 1 час специально для купания младенцев. Родители приходят сюда с маленькими детьми, и купают их в целебных источниках. При чём для них это... совершенно бесплатно!
    На входе не спрашивают никаких документов или направлений. Просто каждый желающий, кто заботится о здоровье своего ребёнка может сюда прийти.
    Это и называется "забота о людях".

После купальни

    Вообще, это здорово, что наш путь в Будапешт пролегал через купальню. После долгой дороги нам дали возможность освежиться, зарядиться энергией, что бы двигаться дальше.
    После купальни нас ждал обед. Гид заранее договорилась с кафе, что бы они приготовили нам всё к назначенному часу. Что бы не запутаться для всех закали одинаковые блюда: вкусный суп, овощной салат, второе с чем-то мясным и напиток на наш выбор.
    Отобедав, мы сели в автобус, и отправились в Будапешт.

Гостиница

    Приезд в венгерскую столицу сопровождался некоторым подобием обзорной экскурсии - гид рассказывала нам о том, что находится справа-слева.
    Наконец, мы приехали в гостиницу. Называлась она "Экспо", и находилась возле территории будапештского экспоцентра.
    В свой время гостиница была построена специально для участников выставок. Но теперь выставки устраиваются редко, и большую часть времени гостиница просто принимает туристов.

    Местоположение оказалось весьма неплохим. Т.е. стандартным, для бронируемых гостиниц на такого рода поездки. В 15 минутах ходьбы находилась предпоследняя станция красной линии метро. К ней вела абсолютно пустынная улица: с одной стороны - территория выставки и ипподрома (и то и другое во время нашего пребывания было закрыто), с другой - какие-то маневровые железнодорожные пути за длинным забором и пара одноэтажных офисных строений (вечером они также были закрыты).
    В 5 минутах от метро располагался круглосуточный супермаркет "Tesco", поэтому при необходимости, закупки можно было сделать в любое время суток.

    Двухместный гостиничный номер был с ванной и совмещенным санузлом. Сантехника современная, кроме ванной, оставшейся, видимо, ещё со времён социализма. Словом, всё, как в типичных советских гостиницах для трудящихся: добротно, и без особых изысков.
    По два полотенца на каждого. Два запечатанных кусочка мыла; когда "смылишь один" - докладывают другой.

    Оборудование номера включало в себя необходимые для трёхзвёздочной гостиницы небольшой холодильник, телевизор, радиоприёмник и телефон.
    В холодильнике находился набор напитков, которые, как нас предупредили, лучше не брать ввиду их дороговизны. Поэтому мы с моим соседом по комнате их сразу же вынули, и в дальнейшем использовали холодильник только для хранения купленных нами напитков.
    Венгерский телевизор, выпущенный, видимо ещё в социалистические времена, и рассчитанный на 8 программ, показывал местные программы, и пару итальянских и немецких. У кого-то в номере были ещё Евроновости, BBC, и т.п. Но я на отдыхе предпочитаю отдыхать от телевизора, а потому плохая антенна не испортила мне настроения.
    Приёмник "Tesla", сделанный под вид ночного столика, использовался исключительно как ночной столик.
    А вот по телефону наша гид любезно будила нас каждое утро.

    Из обстановки в номере находилось также одно кресло и журнальный столик, а также шкаф с несколькими полками и двумя вешалками в отделении для одежды.
    Словом, именно то, что я и ожидал увидеть такой гостинице.

    Приехали мы рано вечером, времени до ночи оставалось много, и что бы терять время понапрасну, было решено сразу же начать знакомство с городом.

Городской транспорт

    В Будапеште есть трамваи, автобусы, метро и такси.
    Городской транспорт начинает работу в 4:30, а заканчивает в 23:00.

    Для меня знакомство с городским транспортом началось с метро.

Метро

    В Будапеште 3 линии метро.
    Две линии - современные, "глубокого заложения". Построены они ещё при социализме, а потому и помощь в строительстве оказывали специалисты из СССР. И, разумеется, вагоны на этих линиях тоже наши - мытищинского завода. Модель 30-летней давности.
    А вот внутреннее убранство в некоторых претерпело изменения - был сделан своеобразный "евроремонт": обивка сидений заменена на мягкую, бархатистую, да и пластик на стенах стал светлых тонов. В таких "евроотремонтированных" вагонах больше нет табличек с указанием завода-изготовителя. А вот в тех, что до сих пор ходят с заводским комплектом, такие таблички остались.

    Обратите внимание на то, что на входе в метро нет турникетов. А для оплаты проезда нужно прокомпостировать билет на входе. (Так же сделано, например, в Праге или Варшаве.)

    Обычный билет стоит 106 форинтов. Билет можно купить либо в кассе, либо в специальном автомате: это большие автоматы оранжевого цвета, что висят при входе. Опускаете в них монету - и на табло высвечивается опущенная сумма. Как только эта сумма превысит 105 форинтов, нажимаете на кнопку и вам выдаётся билет и сдача.
    Впрочем, нет необходимости носить с собой мелочь, ибо билет можно купить и в кассе, но за 106 (а не за 105) форинтов (переводя на русский - на 10 копеек дороже).
    Из-за такой некруглой суммы, я старался всегда носить с собой монету в 10 форинтов, ибо получать 94 форинта сдачи огромными монетами совсем не хотелось.

    Все три линии метро пресекаются на одной станции: Deak Ferenc ter.
    Обратите внимание, что при переходе на другую линию метро нужно снова платить.
    Особое внимание хочу также обратить на то, что при входе в метро на Deak Ferenc ter. нужно следить за тем, в каком именно компостере вы компостируете билет. Дело в том, что там несколько выходов, и несколько спусков на станции, соответственно и несколько рядов компостеров. Так вот, вы должны найти компостер с номером вашей линии, и именно в нём прокомпостировать билет, иначе будет считаться, что вы делали пересадку, а за это уже нужно доплачивать.
    Некоторые туристы из нашей группы жаловались, что на Deak Ferenc ter. сложно найти выход. Не знаю - у меня такой проблемы не возникло, ибо под надписью "Kiarat" стояло знакомое английское "Exit". По этим "Exit" я без труда нашёл выход на поверхность.

Первое метро на нашем континенте

    Особо хочется сказать о самой старой линии метро.
    Будапештцы с гордостью говорят, что это первая линия метро на континенте. И в этом они абсолютно правы.
    Первое метро, как мы знаем, появилось в Англии, но в континентальной Европе первая линия была построена именно в Будапеште.

    Город готовился к празднованию 1000-летия Венгрии в 1896 году. Была построена огромная площадь, получившая название "площадь Героев". И вот к ней и должна была подойти линия общественного транспорта. Однако комиссия по благоустройству города решила, что на не очень широкой улице не могут быть проложены трамвайные пути. И когда встал вопрос об альтернативе - решили построить метро.
    Эту линию нельзя назвать метро в нашем современно понимании. Скорее это подземный трамвайчик.
    Глубина линии такова, что проезжая часть проходит прямо по крыше станции. Да и сама линия идёт прямо под проезжей частью. Видимо, для её прокладки просто раскопали существующую улицу, опустили рельсы, и закрыли всё плитами, т.е. это метро строили открытым способом.

    Вход на станцию напоминает просто подземный переход.
    Под землёй - две платформы, между которыми находятся рельсы. (По такой схеме стали строить метро в Париже.)
    Поезд состоит из трёх вагончиков, в каждом из которым по 16 сидячих мест. На сколько я видел, этого вполне хватает для перевозки всех желающих.

    Впрочем, не стоит отзываться о первой линии метро на континенте саркастически. Для своего времени это был большой прогресс. А сравнивать её с современным метро - это всё равно, что сравнивать автомобиль 1896 года с современным: сравнение будет не в пользу первого, но если не было того, может быть, сейчас не было и современных автомобилей.

Трамвай

    На автобусах мне ездить не пришлось, а вот трамвай оказался очень интересным.

    Во-первых, это "тяни-толкай", т.е. кабина водителя есть и спереди и сзади. Соответственно, и двери расположены с двух сторон.
    Но любопытно другое - выход из трамвая может быть как с правой стороны, так и с левой. В частности, на набережной площадка ожидания трамвая для обоих направлений сделана с одной стороны. Просто в зависимости от направления движения подъехавший трамвай открывает либо двери справа (как обычно), либо слева.

    Некоторые трудности возникли у меня с компостированием билета. В последний день моего пребывания в Будапеште прошел дождь, и отсыревший билет никак не хотел лезть в компостер, а в узкую щель нужно было засунуть билет сантиметров на пять, так что после каждой неудачи приходилось снова вынимать длинную тонкую полоску, разглаживать её, и повторять попытку в очередной раз.
    Наконец, после того, как мне это удалось в качестве приза я получил надпечатку на билет (а в метро в билете просто прибивалась одна дырка в определённом месте).

    Контролёров я так и не увидел. Но это не повод подвергать себя риску большого штрафа.

    Кроме билетов на одну поездку есть ещё билеты на 60(?) минут, на один день или на несколько дней.
    Билетом на один день есть смысл воспользоваться в свободный день для прогулок по Будапешту.
    Когда мне понадобилось купить билет на один час, то найдя в ценнике висящем над кассой нужный пункт, я просто попытался прочитать его название на венгерском как мог, даже не особо стараясь всё правильно выговорить. Кассирша сразу поняла, что мне нужно, правильно произнесла название, и выдала мне то, что я хотел.
    А вот один человек из нашей группы всю поездку постоянно хотел что-то сказать на венгерском. Наша гид написала ему на бумажке по-венгерски фразу "Мне нужно купить купон на 10 билетов". Он рассказывал, что несколько пытался прочесть фразу кассирше, но безрезультатно. И только протянув ей написанный текст он получил то, что хотел. Отсюда мораль: будьте проще, не пытайтесь за один день научиться разговаривать на незнакомом языке.

Первое знакомство с городом

    Так уж получилось, что выйдя из метро, мы сразу пошли в правильном направлении. Скорее всего, широкая улица сама к этому располагает.
    Пройдя всего несколько кварталов, вы выходите на набережную, вдоль которой протянулись лотки с сувенирами, и летние кафе.

Набережная

    Набережная в центре Будапешта сделана очень интересно и продумано. Такого я не видел ни в одном городе. Обычно к набережной выходит либо пешеходная зона, и тогда автомобильные потоки приходится направлять окольными путями, либо вдоль реки проходит проезжая часть, и тогда туристы могут лично оценить на сколько выхлопы двигателей местных автомобилей соответствуют европейским нормам выбросов.
    В Будапеште набережная совмещает в себе оба типа. Дело в том, что она располагается на двух уровнях.

    На верхнем уровне расположены сувенирные киоски, и летние террасы многочисленных ресторанчиков, роящихся на нижних этажах зданий выходящих на набережную.
    Здесь проходит пешеходная зона, обрамлённая с одной стороны резными металлическими ограждениями.
    За этими ограждениями протянулась полоска трамвайных путей.
    А дальше виднеется только Дунай, и лишь верхние палубы стоящих у причала кораблей. А за широкой рекой возвышается Будайский холм, на вершине которого гордо раскинулся Королевский замок.
    И никаких машин не видно, никакого шума улицы не слышно. А между тем, проезжую часть от пешеходной зоны отделяет всего несколько метров.

    Специальные лестницы ведут на нижний уровень. С виду они похожи на спуск в подземный переход, так что в вечернее время спускаться по ним, вроде бы было даже боязно. Но на самом деле никакого подземного перехода внизу нет. Едва спустившись по лестнице, вы сразу же выходите к проезжей части. Так что, ступайте смело.
    Внизу у каждого выхода находится светофор и пешеходный переход через проезжую часть. Вдоль набережной тянется автостоянка в один ряд, а за ней, ближе к воде - ещё одна пешеходная дорожка. Но это уже пешеходная зона для тех, кто не прочь совершить речную прогулку.

Речные прогулки

    Практически от одного моста до другого протянулась череда пристаней, с которых кораблики отправляются в путешествие по Дунаю.
    Отходят они практически каждый час. Продолжительность речной прогулки вечером - около часа.

    Очень эффектна речная прогулка по Дунаю вечером, когда ночь только-только опускается, и город начинает зажигать фонари, постепенно погружаясь в сверкающее море огней.
    Подсветка сделана просто прекрасно, что совсем немудрено, когда есть, что подсвечивать. С воды набережные выглядят просто завораживающе.

    Тому, кто решил прокатиться на кораблике, стоит приходить на посадку заранее, потому что заполняется кораблик "в порядке живой очереди", и тот, кто пришёл первым, естественно, занимает лучшие места.

    Стоит речная прогулка стоит в среднем 3500 форинтов. В эту стоимость входит бокал шампанского, и напиток.

    Обратите внимание на то, что отправление должно быть не позднее 10 вечера, потому что в 23:00 городской транспорт заканчивает работу, и вам будет не на чем доехать до гостиницы, кроме как на такси, которые в это время стоят очень дорого.

    В дневное время речная прогулка за те же деньги длится целых 2 часа, и кораблик плывёт дальше - он обходит вокруг острова Маргит. Там делается остановка, на которой можно выйти, часок погулять по острову, а потом уехать на следующем кораблике.

    Есть и познавательные прогулки - с экскурсией на разных языках. Голос диктора транслируется через наушники, и вы всегда можете выбрать родной для вас язык.

< Назад budapesht.narod.ru Дальше >

Смотрите также рассказы о поезках в другие страны:

Прага (1997 год) - все достопримечательности чешской столицы

Хорватия (2001 год) - отдых на Адриатическом побережье

Краков (1998-2002) - самый красивый польский город

Hosted by uCoz